Первые шаги малыша в детском саду

07.09.2014 20:31

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №37» г. Усолье-Сибирское

                                                           

 

                                                                               Бучнева Л.В., воспитатель

                                                                                     

 Первые шаги малыша в детском саду

 

       Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволит им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

     Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик.

     Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

     Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

      Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

     Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

      Самая основная и ответственная работа в этот период,  ведется совместно с родителями. Она включает в себя такие формы как:  родительское собрание, знакомство с группой в детском саду, совместное участие родителей и детей в режимных моментах, оформление папки-передвижки «Адаптация», знакомство родителей с процессом адаптации через консультации и рекомендации, беседы индивидуальные и групповые, познакомлены с памяткой  «Рекомендации психолога по работе с детьми раннего возраста в адаптационный период».

       Для того чтобы процесс привыкания не затягивался, создпется эмоционально-положительная атмосфера. Мы постарались «одомашнить» обстановку в группе. Где имеется уголок «Уединения» здесь  ребенок может побыть один и поиграть или отдохнуть. Рядом с уголком находится «Живой» уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок «Дом» где созданы условия для пребывания детей в домашней обстановке.

      В адаптационный период, когда многим детям тяжеловато и одиноко в непривычной обстановке именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

      Одним из методов успешно используемой в работе с малышами, в период привыкания к детскому саду, является фольклор, используемый в режимных процессах. Он оказывает психофизическое воздействие на ребенка, вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.

       Так же нами используются пальчиковые игры направленные на развитие тактильной чувствительности «мелкой» моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

       Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. В период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

        Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

     Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

      Мы убеждены, что положительная динамика  будет связана благодаря совместной работе родителей, педагогов по адаптации детей к условиям детского сада.

—————

Назад